Требования к установлению сервитута

Содержание

Что такое сервитут земельного участка согласно ГК РФ, как его оформить?

Требования к установлению сервитута

Благоустройство некоторых земельных участков (ЗУ) невозможно без задействования соседних территорий.

Такое допустимо на законодательном уровне, но в исключительных случаях и при наличии действующего сервитута.

Что такое сервитут земельного участка, согласно ГК РФ, каков порядок его оформления, как составить и куда подавать заявление? Ответы на вопросы найдете в статье.

Определение и характеристика по Гражданскому Кодексу

Сервитут на ЗУ – это документальное разрешение на временное распоряжение землями, которые принадлежат другому владельцу (п. 1 ст. 274 ГК РФ).

Документ выступает разновидностью обременения, но не может передаваться третьим лицам как залог или по другим причинам. Также его нельзя продать, обменять или подарить (п. 1,2 ст. 275 ГК РФ).

Цели и основания для выдачи

Задача сервитута – сделать возможным удовлетворение нужд отдельных граждан или государства (т.е. населения) в целом путем предоставления доступа к земле другого гражданина или организации.

Одна лишь цель не является веской причиной для выдачи разрешения – этому может поспособствовать только наличие основания. Таковым считают для участков в государственной собственности (ст.

23 и 39.23 ЗК РФ):

  1. Изыскательные мероприятия.
  2. Использование полезных пород, воды и всего, что находится в земле на территории владельца ЗУ.
  3. Возведение специальных сооружений (блоков связи, электроузлов и т.д.), информирующих или предупреждающих стендов или знаков.
  4. Для прохода/проезда через участок, в т.ч. для доступа к водному объекту общего пользования и его берегу.
  5. Размещения межевых знаков, геодезических пунктов и сетей, нивелирных пунктов и подъезду к ним.
  6. Проведения дренажных работ.
  7. Забора воды из источников.
  8. Прогона сельскохозяйственных животных, выпаса скота, сенокошения.
  9. Использования ЗУ для охоты, рыбной ловли и т.п.
  10. Для использования ЗУ в целях, указанных в ст. 39.37 ЗК РФ.

Для подтверждения основания нужно:

  • официальное соглашение между участниками сделки;
  • решения суда;
  • нормативно-правовые акты территориальной администрации.

Задокументированное основание следует предъявить при подаче заявки на установление частичного распоряжения землей.

Кто может быть инициатором?

Ст. 274 ГК РФ определяет перечень участников процесса, которые могут инициировать выдачу сервитутного права:

  • собственник;
  • лицо, которое на законных основаниях может бессрочно пользоваться чужим ЗУ;
  • лицо, которое получило ЗУ в качестве наследуемого владения;
  • арендатор ЗУ.

Под каждым из перечисленных может выступать как физ-, так и юрлицо. Часто инициатором установления являются государственные учреждения.

Условия

Получить временное право пользования разрешается только при выполнении ряда требований, которые определены законом:

  1. Процедура по оформлению сервитутного права инициируется, когда решить вопрос другим способом не получается. Т.е. если собственник докажет, что есть альтернативные пути удовлетворения нужд заявителя, то сделка не состоится.
  2. Установление в судебном порядке возможно только при имеющихся непримиримых разногласиях между сторонами. Это может быть прямой отказ собственника или отсутствие компромисса в каких-либо пунктах договора (напр., размера оплаты или срока).
  3. Текст соглашения не может лишать хозяина ЗУ права собственности на время действия договора. Также запрещается создавать ему препятствия в распоряжении переданного в пользование другого лица имуществом.
  4. Доступ другого лица должен минимально ограничивать владельца, когда есть несколько вариантов соблюдения интересов заявителя.
  5. Сервитуарий (тот, кому дается временное разрешение) должен сохранять имущество собственника в надлежащем виде и использовать его только в целях, указанных в сервитуте. Также он обязан оплачивать распоряжение участком в соответствии с договоренностью, если не предусмотрено другое.

Кроме того, в тексте разрешения в обязательном порядке необходимо отразить полную информацию о заключаемой сделке, иначе оно не будет признано законным.

Классификация

Сервитут характеризуют по 3 направлениям, что не только является простой классификацией, но и указывается в тексте соглашения.

По характеру владения

Согласно тексту ст. 23 Земельного Кодекса, в этой категории различают 2 категории – публичные и частные.

Если разрешение оформляется для общественных целей (всей страны или выделенных регионов/поселений и т.д.), то речь идет о публичном сервитуте.

Данная категория подразделяется на 3 подвида:

Законодательная база по месту обращения определяет основания для выдачи публичного сервитута (напр., распоряжение городской администрации).

Наличие документа требуется для:

  • определения места под сенокос;
  • возможности использования прибрежной зоны местных водоемов;
  • археологических и других видов работ, которые требуют исследования земель;
  • реализации дорожных работ, чтобы сделать тротуар или транспортный проезд;
  • того, чтобы выделить место под пастбища и проход для скота;
  • общественного досуга (напр., рыбалки);
  • дренажных работ

В перечень включаются и другие обстоятельства, если их цель – улучшить качество жизни местного населения.

Применение частного вида характерно для сделок, когда их участники – рядовые граждане и негосударственные организации.

Сервитут такого рода служит для того, чтобы оборудовать участок:

  • электричеством;
  • системой водоснабжения, трубопроводом;
  • телефонной линией;
  • дорогой для передвижения транспорта или населения, когда обойти участок затруднительно или вовсе не представляется возможным.

Поводом для установления могут быть и другие обстоятельства, при наступлении которых не обойтись без сервитута.

По срокам действия

Эта классификация разделяет сервитуты на срочные и бессрочные. Обе характеристики применяются и в публичном, и в частном смысле.

В первом случае документ вступает в силу на определенный период, одобренный обеими сторонами (напр., на время прокладки труб). Инициатор может указать в тексте конкретный временной промежуток, обозначив, возможно ли его продление.

Если земля, выделенная как субъект сервитута, одновременно является предметом арендного договора, то период его временного использования не должен быть больше действия этого договора.

Бессрочные не имеют ограничений по сроку. Они снимаются только после потери права владения обремененным участком. Применяется при необходимости постоянных изменений (напр., для того, чтобы проложить дорогу с последующим ее использованием).

По стоимости

Здесь речь идет о платной и бесплатной возможности использовании ЗУ. Его владелец по закону (п. 5, ст. 274 ГК РФ) может истребовать оплату временной сдачи недвижимости. Данные нормы актуальны и в случае, когда запрос на использование земель поступил от государственных органов.

Плата за разрешение наложения, обременения должна быть адекватной. Если о ее размере не удалось договориться мирным путем, то вопрос решается через исковое заявление.

Также сделка может быть заключена безвозмездно. В обоих случаях установленная стоимость указывается в тексте документа.

Порядок оформления

Для того, чтобы оформить сервитут, нужно выполнить несколько действий:

  1. Претендующий на временное право пользования землей должен письменно обратиться к владельцу недвижимости с просьбой предоставить участок на период удовлетворения его нужд.
  2. При отсутствии разногласий составляется мирное соглашение на предоставление частичного права пользования, при их наличии для удовлетворения требований инициатор обращается в районный суд.

    В этой ситуации необходимо предоставить ряд доказательств того, что использование чужих земель обязательно. На регистрацию заявки уходит 1 рабочий день, на полное оказание услуги – до 44 дней. Если владелец земли не хочет предоставлять ее для удовлетворения нужд инициатора, то выдача сервитутного права осуществляется через суд.

  3. Документы подаются в уполномоченный орган по месту нахождения предмета договора.
  4. Регистрация сделки в Росреестре.

Какие потребуются документы?

Для того, чтобы оформить сервитут, необходимо подготовить:

  • паспорт хозяина недвижимости и сервитуария;
  • письменное уведомление собственника;
  • официальное основание (судебное решение или письменное соглашение для частного и территориальный нормативный акт для публичного вида) для выдачи;
  • заявление на оказание услуги.

Текст соглашения составляется в соответствии с законодательной базой, владельца ЗУ и претендующего на возможность его использования.

Ст. 39.25 ЗК РФ определяет содержание документа, куда нужно включить:

  • паспортные и контактные данные собственника и сервитуария;
  • цели и основания выдачи сервитутного права;
  • кадастровый и учетный номер ЗУ, учетный номер части ЗУ, к которой устанавливается сервитут;
  • права и обязательства владельца и сервитуария;
  • наличие оплаты с указанием суммы;
  • период действия договоренности.

Если субъект сделки передается в использование госучреждения, то для установления сервитута необходимо официальное согласие его учредителя – территориальной администрации.

Если одного из участников сделки представляет доверенное лицо, то нужно предоставить документ, законно подтверждающий его права на представление интересов доверителя.

Как составить заявление, где взять образец?

Документ не имеет строгого образца, но его содержание должно включать в себя:

  • паспортные и контактные данные участников;
  • предмет сделки – земельный участок;
  • взимается ли плата с временного хозяина (если да, то когда и каким образом вносятся денежные средства);
  • сроки;
  • дополнения или иные условия при необходимости.

Скачать образец заявления на установление сервитута

При перечислении условий можно указывать не только пункты нормативных актов (напр., п. 2, 5 ст. 274 ГК РФ), но и установить свои требования к пользованию (напр., проводить работы в строго отведенные часы).

Заявление вместе с остальными бумагами подается в территориальный уполномоченный орган.

Регистрационные действия

Реализация сервитутного права обретает законную силу только после регистрации (п. 3 ст. 274 ГК РФ), т.к. данный документ – это вещное право (ст. 216 ГК РФ) на объект собственности.

Процедура состоит из нескольких этапов. Первый – сбор бумаг по списку:

  • заявление на оказание услуги;
  • паспорт обратившегося (для юрлиц – выписка из ЕГРЮЛ и устав организации);
  • кадастровые документы ЗУ;
  • межевой план (если сервитуарий претендует на часть территории);
  • свидетельство о праве собственности на ЗУ;
  • выписка из Росреестра;
  • документ-основание полученного права ограниченного доступа к ЗУ.

Полный пакет подается в местное представительство Росреестра.

Время и цена оказания услуги

Уполномоченный орган занимается установлением сервитута, но изданное разрешение не имеет никакой силы, если данные не внесены в ЕГРН. Временное право активируется в день регистрации.

Услуга регистрации вещного права оказывается на платной основе:

  • 1500 руб. для физлиц;
  • 6000 руб. для юрлиц.

Квитанция об оплате сохраняется – ее прилагают к общему пакету.

Сервитут вступит в силу после прохождения процедуры регистрации. Это произойдет по прошествии 10 дней с момента обращения. Указанное время отводится на проверку документов, принятие решения и внесения данных в Росреестр.

Последствия нарушения договоренности

Если наблюдается несоблюдение оговоренных правил, то пострадавшему нужно:

  1. Составить Акт с указанием всех эпизодов несоответствия условиям сервитута.
  2. Пригласить понятых или представителей правоохранительных органов, чтобы те зафиксировали нарушения соответствующей отметкой в Акте.

Затем лицу, чьи права не соблюдаются, следует обратиться в суд, где будет принято решение в его пользу. Победа истца однозначна, поскольку он предоставит соглашение и Акт, который свидетельствует о нарушении договоренности.

Далее по причине нарушения условий сервитута ответчика может ожидать:

  • расторжение сделки, что закроет доступ к чужому участку, а значит – повлечет отмену всех запланированных работ;
  • наложение штрафа;
  • возмещение ущерба, который понес хозяин по причине отсутствия полноценного пользования своим имуществом.

Также истец самостоятельно и за счет второй стороны устранит препятствия к несоблюдению условий сервитута. Например, владелец участка может снести несогласованные ограждения или строения за счет нарушителя (сначала внеся личные средства, а потом взыскав сумму расходов в добровольном порядке или через исковое заявление).

Можно ли аннулировать сервитутное право?

Отмена сервитутного права возможна при наличии законных оснований, т.е. если:

  • закончился его срок действия;
  • на это согласны обе стороны;
  • причины его выдачи ликвидированы.

Также прекратить действие может сам хозяин участка, когда земля не может им использоваться по целевому назначению из-за установления сервитута. Аннулирование документа осуществляется через суд.

по теме статьи

Что такое сервитут на земельный участок, подскажет видео:

Заключение

Установление сервитута – процедура, строго контролируемая законом с момента оформления разрешения до его осуществления. Временный доступ к чужому имуществу не наделяет заявителя всеми полномочиями владельца – это скорее услуга со стороны собственника и государства.

Сам хозяин полностью защищен российской законодательной базой, но также нужно понимать, что за неимением другого выхода он обязан пустить сервитуария на свой ЗУ.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/servitut

Право ограниченного пользования чужим земельным участком для прохода, проезда и др. (сервитут)

Требования к установлению сервитута

   Осуществление хозяйственной деятельности на земельных участках во многом связано с взаимодействием между их правообладателями. Например, достаточно часто проход и проезд к конкретному земельному участку можно обеспечить только через соседний (чужой) земельный участок.

Кроме того, за счет соседнего земельного участка зачастую требуется подвести различные инженерные коммуникации (свет, газ и др.), обеспечить водоснабжения и мелиорацию.

Существуют и иные нужды правообладателя земельного участка и иного недвижимого имущества, которые он не может обеспечить без использования соседнего земельного участка или капитального объекта.

Указанные выше нужды могут быть удовлетворены за счет установления сервитута – права ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком.

  Так, правообладатель земельного участка (объекта недвижимости), в пользу которого устанавливается сервитут, приобретает право беспрепятственно пользоваться соседним земельным участком (объектом недвижимости) в объеме необходимом для удовлетворения его хозяйственных нужд.

  Вместе с тем, на практике установление сервитута в отношении соседнего земельного участка (объекта недвижимости) является сложным организационно-правовым процессом. Например, нередки случаи, когда собственники земельных участков и объектов капитального строительства злоупотребляют своим правом на установление сервитута в отношении соседних участков.

  Таким образом, приобретение права пользования чужим земельным участком, а также защита прав в отношении недвижимого имущества, которое обременяется сервитутом, требуют квалифицированного юридического сопровождения.

В связи с изложенным, любому лицу, имеющему потребность вступить в отношения по установлению сервитута необходимо учитывать следующее.

1. Цели и условия установления сервитута.

  Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок или иной объект недвижимости, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, строительства, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

  Сервитут может быть установлен в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения только необходимых потребностей собственника недвижимости, и не создает существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка.

2. Лица, обладающие правом требовать установления сервитута.

С требованием об установлении сервитута вправе обратиться собственник земельного участка либо иного объекта недвижимого имущества. Кроме того, имеют возможность требовать установления сервитута обладатели земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования.

Лица, использующие недвижимое имущество на основании каких-либо иных права (например, аренда) не вправе требовать установления сервитута. Однако их права на проход проезд и др. нужды могут быть защищены предъявлением требований о нечинении препятствий в пользовании, принадлежащим им недвижимым имуществом.

3. Порядок обременения сервитутом недвижимого имущества.

Для обременения недвижимого имущества сервитутом правообладатель земельного участка (объекта капитального строительства), должен предложить собственнику обременяемого объекта заключить соглашение об установлении сервитута.

По условиям указанного соглашения собственник обременяемого недвижимого имущества обязуется за плату предоставить данное имущество для определенных нужд правообладателя соседнего земельного участка или объекта недвижимости.

Данное соглашение также содержит в себе условия о сфере действия сервитута, размере платы за сервитут, правах и обязанностях сторон и др.

С момента регистрации указанного соглашения в ЕГРП сервитут считается установленным, а соглашение о его установлении – вступившим в законную силу.

Если правообладатель откажется подписывать соглашение о сервитуте, либо у сторон возникнут какие-либо разногласия по условиям данного соглашения, спор об установлении сервитута может быть разрешен в судебном порядке.

В данном случае, право ограниченного пользования земельным участком или иным недвижимым имуществом подлежит регистрации в ЕГРП на основании решения суда.

4. Размер платы за размещение сервитута.

Лицо, в пользу которого устанавливается сервитут, во всех случаях обязано перечислять плату собственнику обременяемого объекта.

Плата за сервитут должна быть соразмерна материальной выгоде, которую могло получить это лицо, если бы земельный участок не был обременен сервитутом (например, возможной выгоде от предоставления части участка, используемого для проезда и прохода, в аренду третьим лицам). На размер платы за сервитут влияют также характер и интенсивность использования земельного участка лицом, в интересах которого установлен сервитут.

В состав платы за право проезда и прохода в зависимости от конкретных обстоятельств допустимо также включать расходы собственника обремененного участка на создание условий для реализации права ограниченного пользования чужим имуществом, в том числе затраты на обеспечение охранно-пропускного режима, поддержание дорожного покрытия в надлежащем техническом состоянии и т.д.

5. Отличие сервитута от обязательственных (договорных) отношений между правообладателями недвижимого имущества

Для обеспечения своих хозяйственных нужд правообладатели соседних земельных участков (объектов недвижимости) могут не прибегать к установлению сервитута, и вправе урегулировать свои отношения договором на оказание услуг по проходу, проезду и др., вступить в иные обязательственные отношения.

Вместе с тем, установление сервитута дает больше правовых гарантий лицу, в пользу которого он устанавливается. Так, например, отчуждение земельного участка (объекта недвижимости), обременённого правом ограниченного пользования (сервитутом), не является основанием для прекращения такого права.

Кроме того, размер платы за пользование сервитутом, определяется в соответствии с четкими порядком, определенным действующими нормативными актами и устойчиво сложившейся судебной практикой.

Тогда как, в рамках обязательственных отношений собственники обременяемых объектов зачастую искусственно завышают плату за пользование, принадлежащим им недвижимым имуществом.

Необходимо отметить, что наличие между сторонами каких-либо обязательственных правоотношений не исключает возможности установления сервитута. Т.е.

если между правообладателями соседних земельных участков уже заключен, например, договор на осуществление проезда через один участок к другому, но данный договор не зарегистрирован в ЕГРП, как соглашение об установлении сервитута, то стороны по-прежнему вправе урегулировать свои отношения именно с помощью установления сервитута.

6. Основания прекращения права ограниченного пользования чужим земельным участком или объектом недвижимости.

Обычно сервитут устанавливается бессрочно, хотя может быть установлен и на определённый срок. Право ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости, установленное на определенный срок прекращается по истечению данного срок.

В остальных случаях сервитут может быть прекращен:

  • по соглашению собственников вещей, связанных сервитутом;
  • при отпадении обстоятельств, вызвавших необходимость установления сервитута по требованию любого из собственников вещей, связанных сервитутом;
  • если земельный участок (объект недвижимости) в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, по требованию его собственника.

7. Особенности судебного разбирательства по искам об установлении сервитута.

В случае если между правообладателями земельных участков иных объектов недвижимости существует спор, который препятствует подписанию соглашения о сервитуте, то сервитут может быть установлен в судебном порядке.

  В ходе судебного разбирательства лицу, обратившемуся с требованиями об установлении сервитута (Истцу), необходимо будет доказать невозможность удовлетворения его потребностей иным образом, кроме как путем наделения его ограниченным правом пользования чужим земельных участком (объектом недвижимости).

Необходимо учитывать, что при наличии спора об установлении сервитута, суд не связан доводами сторон об условиях данного сервитута.

То есть суд вправе самостоятельно определить оптимальные условия сервитута, в том числе маршрут проезда и прохода, который бы не только соответствовал интересам истца, но и был бы наименее обременительным для собственника обслуживающего земельного участка.

По отдельным вопросам условий сервитута, например, по вопросу определения соразмерной платы за сервитут, суд может назначить экспертизу.

В этой связи, интересам правообладателей соседних земельных участков (объектов недвижимости) в отдельных случаях будет наиболее соответствовать внесудебный порядок заключения соглашения об установлении сервитута.

8. Защита прав лица, недвижимое имущество которого обременяется сервитутом.

  В процессе осуществления хозяйственной деятельности на земельных участках (объектах недвижимости) нередко возникают ситуации, когда правообладатели недвижимого имущества злоупотребляют своим правом на установление сервитута.

  Так, например, зачастую указанные лица имеют намерение заключить соглашение о сервитуте по заведомо заниженной цене, предлагают другие условия установления сервитута, крайне невыгодные для правообладателя обременяемого объекта.

В подобных случаях, в интересах правообладателя земельного участка (объекта недвижимости), обременяемого сервитутом, рассматривать споры об установлении сервитута в судебном порядке.

Так, например, в целях определения соразмерной платы за сервитут, указанное лицо вправе ходатайствовать о назначении экспертизы в специализированных оценочных организациях.

Кроме того, в силу сложившейся судебной практики независимо от требований истца, суды должны определить наименее обременительный для ответчика способ установления сервитута.

Существуют также и иные механизмы защиты прав собственника имущества, обременяемого сервитутом.

9. Особенности установления сервитута по требованию органов государственной власти или местного самоуправления.

  В закрытом перечне случаев в отношении земельного участка может быть установлен сервитут для так называемых публичных нужд.

При этом, собственник обременяемого объекта вправе требовать соразмерную плату за такое обременение только в том случае, если установление сервитута для публичных нужд приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка (объекта недвижимости).

  Вместе с тем, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка его правообладатель может требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Сервитут для публичных нужд может быть установлен исключительно для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

В иных случаях требования государственных органов или органов местного самоуправления об установлении сервитута не относятся в публичным нуждам и рассматриваются по общим правилам, изложенным выше.

   Правовой центр «Региональный Центр правовой безопасности» предлагает следующие организационно-правовые и консультационные услуги по юридическому сопровождению отношений по установлению сервитутов:

  • консультирование (как в устной, так и в письменной форме), а также комплексная правовая экспертиза земельных отношений по вопросу обременения земельных участков сервитутами;
  • полное юридическое сопровождение оформления отношений по обременению земельных участков (объектов недвижимости) сервитутом;
  • защита прав лиц, недвижимое имущество которых обременяется сервитутом;
  • представление интересов граждан и юридических лиц в судах различных инстанций.

Источник: https://pravobez.ru/articles/pravo-ogranichennogo-polzovaniya-chuzhim-zemelnym-uchastkom-dlya-prohoda-proezda-i-dr-servitut.html

Эксперты Кадастровой палаты разъяснили правила установления сервитута

Требования к установлению сервитута

При приобретении земельного участка собственники недвижимости могут столкнуться с ситуацией, когда для обеспечения прохода или проезда к своему участку, прокладки и эксплуатации линий электропередачи и других нужд необходимо воспользоваться соседним участком. Возникшую проблему поможет решить установление сервитута. Эксперты Кадастровой палаты рассказали, что такое право ограниченного пользования, как заключить соглашение о частном сервитуте и как его зарегистрировать.

Что такое сервитут?

Сервитут — это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужим земельным участком. Существует два вида сервитута: публичный и частный.

Публичный сервитут устанавливается в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Например, если попасть к водоему общественного пользования и его береговой полосе, к роднику или иному социально значимому объекту можно только через ваш участок, он может быть обременен правом прохода или проезда к этим объектам.

Зачем нужен сервитут?

· для индивидуального доступа к жилищу, когда проход или проезд возможен только через соседний земельный участок;

· для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов;

· для обеспечения других нужд землевладельца.

Таким образом, ограничение на объект недвижимости устанавливается в интересах конкретных лиц.

Как заключить соглашение о сервитуте?

Как правило, сервитут устанавливается по добровольному соглашению сторон или по судебному решению, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Предоставление сервитута на земельный участок требует документального оформления. В этом заинтересован, в первую очередь, будущий обладатель сервитута.

Прежде чем заключать такое соглашение, необходимо определить, установлены ли границы земельного участка, в пределах которых регистрируется ограничение (обременение) в виде частного сервитута.

Если сервитут будет установлен на часть земельного участка, и такая часть земельного участка не поставлена на кадастровый учет, необходимо выполнить соответствующие кадастровые работы (межевание).

Если же сервитут будет установлен на весь земельный участок, и он стоит на кадастровом учете, то проведение кадастровых работ не требуется.

Чтобы оформить межевой план, содержащий необходимые для государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

Если собственник земельного участка согласен установить сервитут, нужно заключить с ним соглашение о сервитуте с указанием:

· кадастрового номера земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут;

· сведений о сторонах соглашения с паспортными данными;

· цели и основания установления сервитута;

· срока действия сервитута (если сервитут не бессрочный);

· размера платы (если сервитут устанавливается за плату);

· прав и обязанностей сторон соглашения, в том числе вашей обязанности после прекращения сервитута привести участок в состояние, соответствующее разрешенному использованию (например, при прокладке коммуникаций засыпать траншею, восстановить плодородный слой почвы и т. д.).

Стоит отметить, что размер платы за сервитут определяется сторонами соглашения об установлении сервитута. Если соглашение не достигнуто — вопрос об установлении сервитута решается в судебном порядке. Как правило, размер платы зависит от множества факторов, поэтому для его определения целесообразно обратиться к специалисту (оценщику).

Регистрация сервитута

Частный сервитут надлежит зарегистрировать в Росреестре. Для этого участникам заключенного соглашения (или одному из них), необходимо обратиться в офис Центра государственных услуг «Мои документы» (МФЦ) с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка и государственной регистрации прав в виде ограничения (обременения) части земельного участка, приложив к нему необходимый пакет документов.

После завершения регистрационных действий заявитель получит выписку из ЕГРН, содержащую сведения об обременениях, наложенных на земельный участок.

Однако в случае заключения соглашения об установлении сервитута сроком до трех лет, законом допускается установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения кадастровых работ (межевания), без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

«Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи либо залога, не может быть передан лицам, не являющимся собственниками объекта недвижимости, для обеспечения которой он был установлен. При переходе прав на земельный участок обременения в виде сервитута перейдут к новому владельцу», — отметил заместитель директора — главный технолог Кадастровой палаты по Москве Виктор Горелышев.

Добавим, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Источник: https://finance.rambler.ru/other/44791350-eksperty-kadastrovoy-palaty-razyasnili-pravila-ustanovleniya-servituta/

Порядок установления сервитута на муниципальные земли в 2019 году: условия, особенности и порядок установления, документы, образец соглашения | Земельный эксперт

Требования к установлению сервитута

В статье 39.23 ЗК РФ указаны основания для установления сервитута относительно наделов, являющихся государственной или муниципальной собственностью. Помимо земельного законодательства, данный вопрос регулирует ряд федеральных законодательных актов и гражданский кодекс.

Основания бывают следующие:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • необходимость размещения линейных объектов, сооружений связи, спецзнаков информационного типа, защитных построек, не являющихся препятствием для целевой эксплуатации наделов;
  • проведение изыскательских работ;
  • проведение работ по недропользованию.

Указанные основания предполагают наложение публичного сервитута или частного.

Соглашение об установлении сервитута

Сервитут начинает действовать после того, как оформлено и зарегистрировано в Росреестре соглашение о сервитуте (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок]). Такая договоренность заключается при наложении на надел обременения в виде частного сервитута.

Документ составляется в письменной форме, по установленному образцу. Сторонами соглашения является собственник участка – уполномоченное ведомство и заинтересованное лицо, которое претендует на пользование чужой территорией.

В соглашении обязательно должны быть прописаны следующие сведения:

  • информация о сторонах договора;
  • данные о площади – кадастровые показатели, удельный номер части площади, в отношении которой будет назначено обременение;
  • процесс эксплуатации земли, учитывая его целевое назначение;
  • срок пользования наделом;
  • размер платы за эксплуатацию территории;
  • права собственника земли и обязанности пользователя сервитутом.

Существенным требованием к оформлению соглашения является то, что такой документ составляется только с собственником участка или с его законным представителем. В противном случае договоренность будет признана недействительной.

Порядок установления сервитута на земли государственной или муниципальной собственности

В статье 39.26 ЗК РФ описана процедура и порядок установления сервитута на земельный участок. Процедура оформления проходит через несколько важных этапов:

  1. Заинтересованное лицо подает заявление установленного образца с указанием цели и оснований для установки сервитута. Если речь идет о части участка, то к заявке прикладывается межевая схема надела.
  2. В течение 30 дней после поступления заявления уполномоченный орган обязан уведомить заявителя о заключении соглашения и предоставить подписанный проект документа. В некоторых случаях выносится отрицательное решение, а при необходимости предлагается другой вариант установки сервитута.
  3. Если уведомление о заключении соглашения получено, то заявитель приступает к подготовке необходимых документов и после этого, в течение 30 дней с момента получения проекта документа, подписывает договор и передает собственнику.
  4. На финальном этапе производится госрегистрация соглашения в Росреестре.

Сервитут устанавливается при наличии необходимости в данном обременении. После завершения оснований для существования данного права, свое действие прекращает и соглашение о сервитуте. В том случае, когда договор заключается менее чем на три года, регистрация правоотношений не производится.

Список документов

Для заключения данного соглашения могут потребоваться следующие документы:

  • техническая документация на участок – кадастровые сведения, данные о присутствии недвижимости;
  • правоустанавливающие бумаги на землю;
  • личные данные участников соглашения;
  • при необходимости межевая схема или кадастровый план территории;
  • иные документы, необходимые для заключения соглашения.

Документы предоставляются в виде копий и подтверждаются оригиналами.

Пример по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Матвей Семенович обратился в местный орган власти для того, чтобы оформить сервитут на земельный участок, который располагался рядом с его площадью. Необходимость в этом соглашении появилась тогда, когда на участок потребовалось проводить электричество и соответственно организовать проезд к территории через земли, принадлежащие городской управе.

Матвей Семенович оформил необходимое заявление и подал в администрацию. Через некоторое время мужчина получил отказ в связи с тем, что к заявке не была приложена схема надела, в отношении которого должен быть установлен сервитут.

После того как заявитель устранил все недочеты и подал заявку вновь, ему сообщили, что данное обременение не может быть наложено по причине существования специального федерального распоряжения, в рамках которого запрещено устанавливать сервитут на территорию. Мужчина попросил предоставить данный акт, однако, никакого пояснения так и не получил.

Подав жалобу на действия работника администрации, Матвей Семенович получил отписку с указанием, что сотрудник действовал в рамках своих полномочий и в строгом соответствии с законодательством РФ.

После обращения к юристу, мужчина подал исковое заявление в суд с требованием признать отказ недействительным либо представить ему официальные документы, подтверждающие правомочность отказа.

В итоге решение было вынесено в пользу мужчины, и он смог добиться установления сервитута на территорию.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Александр. Дело в том, что мой участок расположен ниже территории, принадлежащей администрации. Недавно я решил провести водопровод на участок и подал заявку. Получил ответ, что воду провести мне не смогут, потому что проезда к территории нет.

Чтобы водопровод все же был проведен, я обратился в административный аппарат с заявлением об установке сервитута на соседнем участке с целью проезда по нему.

Через полтора месяца получил отказ, по причине того, что такое обременение может нанести существенный ущерб площади. Подскажите, правомерно ли данное решение и могу я попытаться оформить сервитут иным способом?

Ответ: Здравствуйте, Александр. Согласно ст. 39.26 ЗК РФ причина для вынесения объективного отказа отсутствует. Впрочем, даже в этом случае распорядитель территории обязан предоставить иной вариант установления сервитута, чтобы обеспечить доступ к вашему участку.

Также нарушение имело место относительно сроков вынесения отрицательного решения. По закону дается не более 30 дней, а в вашем случае составило 1,5 месяца.

Вы можете сначала подать жалобу на действия сотрудников администрации должностному лицу, занимающему руководящую должность. Если это не даст результата, останется лишь обратиться в суд с требованием признать вынесенный отказ недействительным и повторно рассмотреть заявку на сервитут. Судебная практика показывает, что решение скорей всего будет принято в вашу пользу.

Список законов

  • Статья 39.23 ЗК РФ
  • Статья 39.26 ЗК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/poryadok-ustanovleniya-servituta-na-zemelnye-uchastki-gosudarstvennoj-i-municipalnoj-sobstvennosti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.