Объекты и субъекты права собственности на землю

Содержание

Объекты и субъекты права собственности на землю

Объекты и субъекты права собственности на землю

Объект права собственности на землю – часть земли (земельный участок и земельная доля) как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла в собственность определенного субъекта (находится в его владении, пользовании и распоряжении).

К объектам права собственности на землю ЗК РФ относит (ст. 15ЗК РФ):

1. земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотреннымзаконодательствомРоссийской Федерации (земельные участки в частной собственности);

2. земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Согласност. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:

1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);

2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Обязательные характеристики объекта права собственности на землю:индивидуализация (кадастровый номер, определенные границы и месторасположение, площадь, целевое назначение и вид разрешенного использования);

· качественные характеристики земельного участка (доли земли);

· кадастровая оценка;

· оборотоспособность;

· делимость (соответствующий размер).

Субъекты права собственности на землю — лица, ко­торые в установленном порядке признаны или являются собственни­ками конкретного земельного участка.

К субъектам права собственности на землю ЗК РФ относит (ст. 15 ЗК РФ ):

1.

1. физических лиц (граждан; лиц без гражданства и иностранных граждан – с ограничениями);

2. юридических лиц (в т.ч. иностранных – с ограничениями);

3. Российскую Федерацию;

4. субъектов РФ;

5. муниципальные образования.

Для субъекта права собственности на землю обязательно наличие праводееспособности.

От имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований полномочия осуществляются специально уполномоченными органами, которые могут выступать в качестве:

· собственника;

· административного органа.

Формы собственности на землю.

Раньше была одна форма собственности – государственная, и один субъект права собственности на землю – государство.

Земля была национализирована и обращена в собственность государства.

Все сделки с землёй запрещались.

С 90-х гг. XX в. начались дискуссии о частной собственности на землю (в законе «О земельной реформе», на съездах народных депутатов). Пошёл процесс формирования и развития форм собственности (в том числе и на землю).

Ст.3 ЗК РСФСР 1991 г. закрепляла определённые формы собственности на землю:

1)государственная

2)частная

3) колхозно-кооперативная

4)коллективно-долевая

Коллективно-долевая форма собственности

По сути она относится к частной форме собственности.

Колхозно-кооперативная форма собственности на землю

Советскому законодательству была известна колхозно-кооперативная форма собственности, но не на землю, а на имущество и другие средства производства, принадлежащие артелям, колхозам и т.д.

Почему закреплена эта форма собственности? ЗК РСФСР был принят в 1991 года, а указ Президента РФ, по которому предписано начать процесс реорганизации колхозов и совхозов, датируется 27 декабря 1991 г.

Закрепляя формы собственности, законодатель принял компромиссный вариант.

Ст.9 Конституции РФ закрепляет несколько форм собственности:

1) государственная собственность

2) частная

3) муниципальная

Этот перечень открытый. Говорится о возможности появления новых форм собственности (в том числе и на землю).

Частная форма собственности на землю

Высказывались предположения о том, что введения этой формы позволит заполнить рынок.

Для действования определённых форм хозяйствования на земле должны быть соответствующие хозяйственно-экономические условия.

При введении НЭПа крестьянам была дана некоторая экономическая, хозяйственная свобода, «отдушина». Благодаря этому рынок был заполнен недорогой продукцией в кратчайшие сроки. Земля уже была в государственной собственности. Потом началась коллективизация: крестьян в массовом порядке отправили в с/х артели.

Проблемы:

1)все предписания артелям направлялись сверху (часто, людьми, не имеющими специальных знаний в этой области)

2)доходы распределялись между работниками по трудодням, а не по результату.

Проведение сплошной коллективизации привело к противоположному от ожидаемого результату.

Форма собственности – государственная.

Сочетание государственной и частной форм собственности должно было дать положительный результат.

Частная форма собственности на землю закреплена:

· в ЗК РФ (гл. III «Собственность на землю».Ст.15 «Собственность на землю граждан и юридических лиц»)

· в ст.36 Конституции РФ закреплено основное право граждан на получение в частную собственность земельных участков.

· в ст.17 закона Свердловской области от 29.12.95 г. № 40-ОЗ “О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области”.

Не передаются в частную форму собственности:

· земельные участки, занятые объектами историко-культурного наследия;

· земельные участки, занятые государственными природными заповедниками,

национальными и природными парками, государственными природными заказниками, памятниками природы, дендрологическими парками, ботаническими садами и другими особо охраняемыми природными территориями;

· земельные участки, находящиеся в границах курортов, санаториев и других лечебно-

оздоровительных учреждений;

· земли общего пользования в поселениях (площади, улицы, проезды, дороги,

набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие территории и акватории).

Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1190;

Источник: https://studopedia.net/1_69084_ob-ekti-i-sub-ekti-prava-sobstvennosti-na-zemlyu.html

Формы собственности на землю

Объекты и субъекты права собственности на землю

Форма собственности на землю (субъекты права собственности) – законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление земли за определенным собственником на праве собственности.

[adsp-pro-1]

Право частной собственности на землю и земельные участки можно рассматривать в 2 смыслах – объективном и субъективном.

  • Право частной собственности на землю в объективномсмысле – совокупность правовых норм, определяющих границы действий физических и юридических лиц по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками.
  • Право частной собственности на землю в субъективном смысле – совокупность прав и обязанностей собственника земельного участка по осуществлению им установленных законом правомочий (владения, пользования, распоряжения) в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Субъекты права частной собственности

  • Граждане;
  • Юридические лица;
  • Иностранные граждане и лица без гражданства;
  • Иностранные юридические лица.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков, которые в соответствии с федеральным законодательством могут находиться в частной собственности.

Не могут находиться в частной собственности, например – земли изъятые из оборота, в частности государственные заповедники, национальные парки) и земли; земли ограниченные в обороте, в частности земли лесного фонда, занятые объектами космической инфраструктуры.

Для земель ограниченных в обороте могут устанавливаться исключения в соответствии с федеральным законодательством. Что касается прав иностранных граждан, апатридов и иностранных юридических лиц, то их права собственности на землю имеют ограниченный характер.

В частности они не могут иметь в собственности земельные участки в приграничных территориях.

 Права и обязанности собственника земельного участка

Права собственника:

  • Использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды и обводненные карьеры;
  • Возводить жилые, производственные и иные здания в соответствии с целевым назначением земельного участка и соблюдением законодательства;
  • Совершать иные действия, не противоречащие законы (отчуждать, передавать право владения, пользования, распоряжения имуществом, отдавать в залог и распоряжаться иным образом).

Обязанности собственника:

  • Использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и способами, не наносящими вред окружающей среде;
  • Своевременно производить платежи за землю;
  • Соблюдать требования градостроительных, экологических и иных правил и нормативов;
  • Выполнять иные требования, предусмотренные законодательством.

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ). Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В федеральной собственности находятся земельные участки:

  • Которые признаны таковыми ФЗ (земли лесного фонда, земли заповедников и национальных парков);
  • Право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • Которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным законодательством.

В собственности субъектов находятся земельные участки:

  • Которые признаны таковыми федеральными законами;
  • Право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • Которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  • Которые безвозмездно переданы субъектам РФ из федеральной собственности.

[reklama]

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениями, а также другим муниципальным образованиям.

Разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ЗК и федеральными законами.

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • Которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
  • Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • Которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
  • Которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Источник: https://atlasprava.ru/formy-sobstvennosti-na-zemlyu/

Обязательные характеристики объекта права собственности на землю:

    • индивидуализация (кадастровый номер, определенные границы и месторасположение, площадь, целевое назначение и вид разрешенного использования);
    • качественные характеристики земельного участка (доли земли);
    • кадастровая оценка;
    • оборотоспособность;
    • делимость (соответствующий размер).

Объекты государственной собственности на землю

Объекты государственной собственности на землю

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

    • федеральной собственности;
    • собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю:

    • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

Следует обратить внимание на то, что в качестве объекта права государственной собственности называются не земельные участки, а земли.

Таким образом, признание нахождения земель в государственной собственности не требует для этого формирования (разграничения) земельных участков.

В федеральной собственности находятся земельные участки (ст. 17):

    1. которые признаны таковыми федеральными законами;
    2. право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    3. которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов российской федерации находятся земельные участки (ст. 18):

    • которые признаны таковыми федеральными законами;
    • право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
    • которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации – города федерального значения Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Объекты муниципальной собственности на землю

Объекты муниципальной собственности на землю

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

    1. которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
    2. право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    3. которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
    4. которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Субъекты права собственности на землю

Субъекты права собственности на землю — лица, ко­торые в установленном порядке признаны или являются собственни­ками конкретного земельного участка.

К субъектам права собственности на землю ЗК РФ относит (ст. 15 ЗК РФ ):

    1. физических лиц (граждан; лиц без гражданства и иностранных граждан – с ограничениями);
    2. юридических лиц (в т.ч. иностранных – с ограничениями);
    3. Российскую Федерацию;
    4. субъектов РФ;
    5. муниципальные образования.

Для субъекта права собственности на землю обязательно наличие праводееспособности.

От имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований полномочия осуществляются специально уполномоченными органами, которые могут выступать в качестве:

    • собственника;
    • административного органа.

Замечание по иностранным гражданам

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися

    • на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и
    • на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

О правах иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на земельные участки в границах морского порта см. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ

О правах иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения см. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/obekti-i-subekti-prava-sobstvennosti-na-zemliu

Реферат: Субъекты и объекты права собственности на землю

Объекты и субъекты права собственности на землю

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина”

Институт права

Кафедра гражданского права и процесса

Реферат

“Субъекты и объекты права собственности на землю”

Выполнил: студент 4 курса

(45 группы) дневного отделения

Бибаров-Государев Антон Петрович

Проверила: к.ю.н., доцент Иванова Н.А.

Тамбов – 2011

ВведениеОсновная часть1. Объекты права собственности на землю2. Субъекты права собственности на землю3. Правовые проблемы приобретения земельных участков иностранными лицамиЗаключениеСписок использованных источников

Введение Современная правовая ситуация в России характерна тем, что земельные проблемы, и в особенности проблемы права собственности на землю, вызывают повышенный интерес. Право собственности на землю, дорогу которому положил Закон РСФСР “О земельной реформе” от 23 ноября 1990 г.

и которое было закреплено Конституцией РФ, оказалось одной из наиболее сложных правовых конструкций для внедрения в российскую правовую деятельность.

Единственным более или менее бесспорным и ощутимым результатом современных земельных преобразований является утверждение кроме государственной также муниципальной и частной собственности на землю.

С этими изменениями российское общество оказалось перед необходимостью пересмотра содержания правовых институтов и отношений.В этой связи в современном земельном праве становится актуальной проблема определения круга субъектов, имеющих возможность стать собственниками земельных участков.

Объектом настоящей работы выступают общественные отношения, связанные с установлением, изменениями, прекращением земельных правоотношений.

Предмет – субъекты и объекты права собственности на землю.

Цель работысостоит в комплексном анализе на основе норм земельного законодательства провести исследование субъектного и объектного состава права собственности на землю, а также проблем, связанных с приобретением земельных участков иностранными лицами.

Задачи исследования предполагают определение объектного субъектного состава права собственности на землю и их характеристика, а такжепроблем, связанных с приобретением земельных участков иностранными лицами и пути их решения.

Основная часть 1. Объекты права собственности на землюмуниципальный частный собственность земля

Давая общее определение объектам земельных отношений, Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) исходит из подразделения таких объектов на землю как природный объект и природный ресурс и земельные участки, расположенные в пределах территории Российской Федерации, а также части земельных участков (ст.6) [4].

Как верно отмечает исследователь Галиева Р.Ф. “если “земельные участки” и “части земельных участков” – объекты довольно распространенные и понятные для практических работников, то еще вчера было не вполне ясно, что подразумевал ЗК РФ под объектом “земля как природный объект и природный ресурс”, хотя, безусловно, этот термин не является абсолютно новым для законодателя”[12, c.27].

Понятие “природные ресурсы” используется в ст.ст. 9 и 72 Конституции РФ. При этом оно не отождествляется с объектами собственности. Назначение природных ресурсов намного шире и содержательнее: они используются и охраняются как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В природных ресурсах могут выделяться предметы, способные быть объектами отношений собственности, а не наоборот. Неслучайно в Федеральном законе от 10 января 2002 г.

“Об охране окружающей среды” содержатся следующие определения: земля как природный объект есть естественная экологическая система, природный ландшафт, а как природный ресурс – это те компоненты природного объекта, что используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной деятельности [8].

ЗК РФ по-новому, в сравнении с ранее действующим законодательством, определяет земельный участок как объект земельных отношений. Им является часть поверхности земли (в том числе и ее почвенный слой), границы которой поддаются описанию и удостоверяются в установленном порядке.

Между тем такое определение не совсем точно. Это связано с тем, что не всегда понятия “земля” и “земельный участок” являются синонимами. Земля может представлять собой поверхность почвенного слоя, которую человек не огородил каким-либо образом. На земельном участке могут находиться произведенные людьми объекты (дороги, коммуникации, дренажные системы).

Кроме того, ничего не сказано о части воздушного пространства, располагающегося над поверхностью, занимаемой, например, многолетними насаждениями, или же о той части земли под поверхностью почвы, где могут залегать минералы. В ст.1 ЗК РФ речь идет о земле в том числе “как недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю”.

Более широкое определение сформулировано в Федеральном законе от 2 января 2000 г.

“О государственном земельном кадастре”: земельный участок – часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также то, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами [14, c.46]. Согласно ст.40 ЗК РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, замкнутые водоемы, расположенные на нем многолетние насаждения, если иное не установлено законом.

Земельный участок как объект земельных отношений может быть делимым и неделимым (п.2 ст.6 ЗК РФ).

Делимым является “земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами” [15, c.81].

Однако, из этого определения трудно уяснить, что служит объективным критерием для отнесения земельного участка к категории делимого или к категории неделимого (его размер, площадь, месторасположение, конфигурация, ландшафт и др.), каким образом исключить субъективный подход при необходимости раздела земельного участка на части.

В настоящее время немаловажное значение, имеет принцип подробного распределения всех земель по своему целевому назначению (ст.7 ЗК РФ).

Это значит, что земли в Российской Федерации четко подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса [11, c. 121].

ЗК РФ предусмотрена возможность указывать вышеперечисленные категории земель в актах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления, регламентирующих порядок предоставления земельных участков, а также в договорах, предметом которых являются земельные участки, кроме того, в документах государственного земельного кадастра и документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кодекс возлагает на Правительство РФ обязанности по отнесению земель, находящихся в федеральной собственности, к определенным категориям, а также по их переводу из одной категории в другую. За органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ЗК РФ закрепляет определенные обязанности, в круг которых входит отнесение к той или иной категории земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности. На органы местного самоуправления возложены обязанности по отнесению земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, к определенным категориям и их переводу из одной категории в другую. Земли, находящиеся в частной собственности, подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения и земли иного целевого назначения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут относить земли к категориям или переводить их из одной категории в другую, в частности по землям сельскохозяйственного назначения, находящимся в частной собственности, а органы местного самоуправления могут выполнять те же функции, но в отношении земель иного целевого назначения, находящихся также в частной собственности.

2. Субъекты права собственности на землю

В соответствии со ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. При этом указанные субъекты права являются также участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством (см. п. 1 ст. 2, ст. 124, 125 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Кодекса).

Таким образом, вещные и иные права на земельные участки в России могут принадлежать гражданам, юридическим лицам, государству (Федерации и ее субъектам), а также муниципальным образованиям. Это соответствует конституционному принципу, согласно которому земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст.

9 Конституции РФ).

Граждане, являющиеся субъектами прав на земельные участки, должны обладать правоспособностью и дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством.

Правоспособность гражданина – это его способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность). Она признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (ст. 17 ГК РФ).

правоспособности гражданина в общем виде определено в ст.

18 ГК РФ: граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

В силу обладания гражданской правоспособностью любой гражданин имеет право участвовать в гражданско-правовых отношениях, но не всякий способен реализовать это право. Иными словами, для самостоятельной реализации всего объема своей правоспособности гражданин должен обладать дееспособностью.

Согласно ст. 21 ГК РФ дееспособность гражданина – это его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность).

Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность) и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность).

В отличие от правоспособности, дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости. В качестве критерия достижения гражданином возможности собственными действиями приобретать права и нести обязанности закон предусматривает возраст [10, c. 117].

По общему правилу, гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия (по достижении 18-летнего возраста). Предусмотрены два исключения из этого правила, допускающие возникновение полной дееспособности и в более раннем возрасте.

Во-первых, в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения возраста 18 лет.

Во-вторых, ГК РФ ввел понятие, не использовавшееся ранее в гражданском законодательстве России, – эмансипация (объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным).

Несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда (ст. 27 ГК РФ). После объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным он самостоятельно несет имущественную ответственность по своим обязательствам.

Согласно ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать сделки с земельными участками с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителя. В соответствии со ст.

28 ГК РФ сделки с земельными участками за малолетних (детей, не достигших возраста 14 лет) могут совершать от их имени их родители, усыновители или опекуны. Сделку с земельным участком, принадлежащим гражданину, признанному судом недееспособным, вправе совершить опекун такого гражданина (см. ст. 29 ГК РФ).

Если гражданин ограничен судом в дееспособности, то он вправе совершить сделку с принадлежащим ему земельным участком лишь с согласия попечителя (см. ст. 30 ГК РФ).

Дееспособные граждане самостоятельно реализуют свою правоспособность. Они вправе приобретать и использовать земельные участки для строительства и целей, непосредственно не связанных со строительством, распоряжаться земельными участками в соответствии с законодательством.

Следует обратить внимание, что содержание понятия “граждане”, которым оперирует ЗК РФ, охватывает граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом согласно ФЗ от 31.05.2002 г. “О гражданстве Российской Федерации” гражданами Российской Федерации являются:

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-206326.html

Субъекты и объекты права частной собственности на землю

Объекты и субъекты права собственности на землю

Для возникновения права собственности на землю должны иметь место основные составляющие процесса ее оформления (субъекты и объекты).

При этом субъект обязан пройти предусмотренные законодательством этапы, чтобы получить статус собственника и право на эксплуатацию земли в личных целях.

Что является субъектом и объектом права владения, какими признаками обладают? Рассмотрим все эти вопросы в статье.

Кто может претендовать на участок?

Согласно ст. 15 ЗК РФ на земельные участки могут получить возможность личного владения следующие субъекты:

  • Граждане РФ.
  • Иностранцы.
  • Лица без гражданства, при соблюдении установленных ограничений.
  • Юридические лица, иностранцы, в том числе при соблюдении ограничений.
  • РФ, как государство.
  • Субъекты РФ и муниципалитеты.

Для оформления права на имущество все перечисленные лица обязаны иметь правоспособность, дееспособность (гражданскую и земельную).

От имени государства, его субъектов и муниципалитетов земельными участками могут владеть специально уполномоченные органы в качестве собственников или административного аппарата.

Перечисленные субъекты обладают также получить возможность владеть территориями, как и на другие объекты согласно ГК РФ. Они являются активными участниками процесса, которые должны действовать в рамках закона для оформления и получения права.

Справка! На основании регламента гл. 17 ГК РФ собственник вправе владеть, распоряжаться и пользоваться площадями.

Объекты

Также как определение понятия субъектов, законодательство дает четкое описание объектов, в отношении которых первые могут получить статус собственника. Полный регламент и четкое описание дает п. 3, ст. 6 ЗК РФ.

Понятие

Объектом владения является недвижимый земельный участок, обладающий всеми необходимыми характеристиками поверхностного слоя, позволяющими определить его как индивидуальную конкретную вещь.

Данная пространственная единица должна обладать установленными площадью и местоположением. В качестве объекта может выступать как целый участок, так и его доля.

В отличие от субъектов, объекты пассивные участники процесса.

Какими признаками обладают?

Использовать участок можно только при наличии соответствующих признаков.

В частности, к ним имеют отношение следующие характеристики:

  • целевое назначение, установленное законодательными нормами, в рамках которого субъект вправе использовать полученную во владения площадь;
  • разрешение, устанавливающее порядок и условия применения территории с учетом целевого назначения, существующих условий и ограничений;
  • индивидуализация, которая наделяет участок такими характеристиками как кадастровый номер, установленная площадь, местоположение, четкие границы, разрешение и целевое назначение.

Кроме этого, участок должен быть оборотоспособным, то есть не изъятым государством из оборота, делимым, обладать проверенной кадастровой стоимостью и иметь качественные характеристики.

Важно! В отдельных случаях, регламентированных законом земельная площадь может быть изъятой и неделимой.

Также она может не иметь и прочих конкретных характеристик, при этом у собственника возникают проблемы в распоряжении и владении. Например, трудности с продажей, дарением или арендой.

Поэтому собственник рано или поздно будет обязан заняться установлением статуса, границ и прочих характеристик надела.

Категории

Согласно ст. 15 ЗК РФ все ЗУ разделены на несколько категорий:

  1. Площади, находящиеся во владении частной собственности, у граждан и юридических лиц.
  2. Площади, находящиеся в государственном владении.
  3. Муниципальные территории.

Личное владение участком

Согласно ст. 213 ГК РФ, имуществом граждан может быть любой участок, за исключением тех, которые законом запрещены для передачи или продажи гражданам во владение.

Относительно земельных участков существует ст. 27 ЗК РФ, в которой четко определены участки с ограниченным оборотом. Ограничения установлены нормами федеральных актов.

Право частной собственности на землю предназначено для удовлетворения потребностей собственников (граждан и предприятий).

Внимание! Все граждане имеют правоспособность по приобретению или получению собственного имущества, в том числе и земли.

Некоторые земельные участки не передаются во владение гражданам, путем наложения ограничений и остаются исключительно государственными или муниципальными.

Но если ограничения возникли после установления частной собственности, то такие участки могут оставаться в распоряжении граждан несмотря на принятые нормы. Например, площади общего пользования, находящиеся в пределах населенных пунктов, государственных заповедников и парков.

Для иностранцев, юридических лиц и без гражданства ограничения относительно установления частной собственности и использования территорий регламентированы п. 3, ст. 15 ЗК РФ.

Запрет на получение во владение пограничных территорий для этой же группы лиц звучит в Указе Президента РФ № 26 от 2011 года.

Госсобственность

Государственное имущество в виде участков сложносоставное. Регламентом ст. 214 ГК РФ госсобственностью является имущество, полученное в распоряжение Федерации или ее субъектов (краев, областей, автономий и регионов).

Предназначена данная форма собственности земельного надела для удовлетворения интересов большой группы лиц (народа РФ в общем, населения отдельных ее субъектов).

От имени их лица распоряжается площадями специальный орган, права которого ограничены и регламентированы нормами законодательства. Используют же землю предприятия и граждане, получившие ее в аренду, пожизненное наследуемое владение, пользование.

Важно! К федеральному имуществу относятся земельные участки, полученные согласно нормам федеральных законов и признанные таковыми. При этом соблюдаются нормы гражданского законодательства.

К объектам, на которые имеется право у субъектов РФ относятся:

  1. площади, занятые государственными зданиями, сооружениями и строениями, находящимися в распоряжении субъектов РФ;
  2. участки, переданные в пользование унитарным, некоммерческим, казенным предприятиям, созданным субъектами;
  3. прочие территории, предусмотренные регламентом федеральных законов.

Муниципальные владения

Муниципальная собственность не имеет отношения к государственной, ее природа регламентирована ст. 215 ГК РФ. К земельным площадям, являющимся муниципальными относятся принадлежащие городским, сельским и прочим муниципальным образованиям.

От их имени правами собственника территорий пользуются органы самоуправления или определенные организации, наделенные соответствующими полномочиями и действующие согласно регламенту. В данном случае решаются проблемы также, как и в случае государственных владений большого круга субъектов.

В перечень объектов, принадлежащих муниципалитетам включены:

  • территории, расположенные под строениями, сооружениями и зданиями,которые принадлежат муниципальным образованиям;
  • участки, принадлежащие казенным, некоммерческим и унитарным организациям, расположенным на территориях муниципалитетов и созданных ими.

Описание субъектов

Согласно закону, к гражданским лицам относятся все без исключения граждане РФ, обладающие правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность граждан начинается в момент их рождения и заканчивается смертью.

Такая возможность дает гражданам:

  • право иметь имущество,
  • заключать гражданско-правовые сделки,
  • наследовать или завещать объекты,
  • заниматься предпринимательской деятельностью,
  • обладать авторскими правами и создавать юрлица.

Дееспособность предполагает:

  1. наличие определенной психологической зрелости,
  2. человек способен на волевые обоснованные действия,
  3. исполнение гражданского долга и заключение обдуманных сделок.

Граждане других государств или без гражданства не смогут получить во владение территории:

  • расположенные в приграничных зонах России;
  • обладающие особым статусом согласно нормативам Федерации.

К юридическим лицам относятся организации любой формы собственности, зарегистрированные согласно требованиям и располагающие земельными объектами на законных основаниях.

Справка! Юрлица должны также располагать правоспособностью, начинающейся с момента возникновения предприятия и заканчивающейся ликвидацией.

Иностранные организации могут владеть объектами в России, но с ограничениями, предписанными для физлиц.

В результате решаются проблемы всех без исключения субъектов РФ, а также соблюдаются их конституционные права.

Заключение

Субъектами РФ способными иметь права собственности на землю являются:

  • граждане,
  • юридические лица,
  • государство,
  • его образования и муниципалитеты.

Также обладать землей вправе иностранцы и лица без гражданства. Для последних установлены ограничения. Частная собственность на землю может распространяться только на участки без ограничений, на их передачу физлицам не существует запрета.

Все прочие земли являются государственными, ими распоряжаются органы, избранные согласно нормам.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/oformlenie/pravo-sobstvennosti/o-subektah-i-obektah

Формы, объекты, субъекты и содержание права собственности на землю | Студент-Сервис

Объекты и субъекты права собственности на землю

В соответствии ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимому имуществу. Это влечет за собой особый порядок регистрации прав на них, согласно закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

С 1 марта 2015 года указание на недвижимый характер земельного участка закреплено и в п. 3 ст.

6 ЗК РФ: Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Земельный участок обладает свойством обороноспособности. Другими словами земельный участок может быть объектом сделок (согласно ЗК РФ объектом сделок с землей могут быть только земельные участки прошедшие кадастровый учет).

В п. 4 ст. 27 ЗК приведен перечень земельных участков, изъятых из оборота. Говоря другими словами участки, находящиеся в федеральной собственности и занятые следующими объектами:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ);
  • зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Пункт 5 ст. 27 ЗК РФ устанавливает перечень земель, ограниченных в обороте, т.е. тех, которых могут быть объектом сделок только в случаях, установленных в законе:

  • в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;
  • из состава земель лесного фонда;
  • в пределах, которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • занятыﮦе особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;
  • не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ в границах закрытых административно-территориальных образований;
  • предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также – размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;
  • занятые объектами космической инфраструктуры;
  • расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
  • предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
  • загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
  • расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
  • в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Субъектами права собственности на землю являются: граждане, юридические лица, субъекты РФ, муниципальные образования.Граждане обладают гражданской правоспособностью с момента рождения, то есть они могут иметь имущество, наследовать и завещать земельные участки.

Совершать сделки с землей он может с 18 лет (ст. 21 ГК РФ). Аﮦ также иностранные граждане и лица без гражданства. Исключение согласно п. 3 ст.

15 ЗК РФ:Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками на приграничных территориях, перечень которых закреплен Указом Президента РФ от 09.01.2011 г.

№ 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками».Второе исключение устанавливает ст.

3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»:Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства составляет более 50%, могут обладать земельными участками с/х назначения только на праве аренды.

Формы собственности на землю:

  • государственная (федеральная и региональная);
  • муниципальная;
  • частная.

права собственности:
Владение, по-другому фактическое обладание земельным участком. Например: юридические лица могут числить на своем балансе земельный участок; гражданин возвел забор, тем самым обозначив границы владения земельного участка.

Пользование, значит, возможность извлекать прибыль – выращивать с\х продукцию, организовать автостоянку и т.п.
Распоряжение – возможность решать юридическую судьбу земельного участка.

Иначе говоря, совершать юридические значимые действия – сделки с земельными участками (купля-продажа, аренда, мена, дарение, передача по наследству и иные).

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/formy-obekty-subekty-i-soderzhanie-prava-sobstvennosti-na-zemlyu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.